Любимая учительница немецкого языка

Любимая учительница немецкого языка


В Год наставника и педагога, с большой теплотой вспоминаю свое школьное время. Нам повезло  в том, что  многие наши учителя были не только настоящими педагогами, знающими и любящими свои предметы, но и яркими Личностями. 

Сегодня  я хочу рассказать о человеке, который повлиял на мою профессиональную судьбу. Это учитель немецкого языка Мелкова Роза Михайловна.

Роза Михайловна была моей учительницей немецкого языка с 5 по 8 класс. Честно сказать, будучи пятиклассниками, мы побаивались нашу строгую учительницу по немецкому языку, уж больно суровой она нам казалось. Но это был не тот страх, который парализует и сковывает, при котором ребенок боится вымолвить слово. Просто нам было стыдно идти на урок неподготовленными, мы учили слова, старательно вели словари, читали тексты. Теперь я чётко понимаю, что иностранный язык невозможно выучить, не прикладывая усилий, и такая строгость нам была просто необходима. Надо сказать, что мы всегда радовались новым знаниям. Часто, шагая по дороге  из школы домой, пытались говорить на немецком, отрабатывая простейшие реплики, которым научились на уроке. И это не потому, что нам было задано такое задание, а просто потому, что нам это было интересно!

Не было в то время такой техники, которая есть в школах сейчас, только старый проигрыватель и катушечный магнитофон, но нас и это радовало. Это отличало урок немецкого языка от других.

В средних классах огромное удовольствие нам доставляли песни на немецком языке, которые мы разучивали и пели с Розой Михайловной. Но к урокам мы относились по-прежнему очень серьезно, не выполнить задание было непозволительно, хотя страха уже не было.

Когда мы стали постарше, уроки немецкого превратились для нас в настоящее удовольствие. Мы оценили юмор Розы Михайловны, которая могла пошутить с серьезным видом так, что нам долго потом было весело. Мы оценили ум, начитанность и эрудицию нашего учителя.

Когда пришла пора выбирать профессию, я решила выбрать то, что мне было интересно - иностранный язык, и поступила в Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я.Яковлева, на факультет иностранных языков. Но я знаю, что даже те мои одноклассники, которые не связали свою профессию с немецким языком, были благодарны Розе Михайловне за знания, с которыми им легко было обучаться в любых вузах. Многие её выпускники успешно участвовали в вузовских и межвузовских олимпиадах по немецкому языку. Через 5 лет, окончив учёбу в институте, я вернулась в родную школу учителем немецкого и английского языка, и Роза Михайловна стала моим наставником. Я всегда прислушивалась к ней, мы часто разговаривали с ней теперь уже как коллеги, множество мудрых мыслей и идей я у нее переняла, и часто ловлю себя на том, что до сих пор цитирую некоторые меткие  фразы своей учительницы на уроках моим ученикам.

Известно, что немецкий язык в российских школах постепенно терял популярность, а английский язык становился всё более востребованным.  Все меньше и меньше учеников выбирали немецкий для изучения, и это было большой болью для учителей немецкого языка, которые были влюблены в свой предмет и вели его уже не один десяток лет. Работая рядом с ней, я видела, что за внешне строгим и серьёзным педагогом скрывается очень добрая женщина, которая всегда с душой относилась к ученикам и понимала их.

Роза Михайловна научила меня думать не только о своей поставленной цели урока, но и помнить о том, что у каждого ребенка есть свои беды, проблемы и своя семья, не всегда благополучная.

Как педагог, часто думаю, в чём же секрет Розы Михайловны? Почему даже самый слабый её  ученик мог читать и понимать простые тексты, а сильные ученики достигали высоких результатов? Ведь не было на уроках Розы Михайловны красочных шоу и "фейерверков”,  не было ненужных педагогических экспериментов и новомодных технологий, которые требуются от учителя сейчас. На мой взгляд, секрет в том, что изучение языка было основательной и  последовательной работой, которая приучала учеников к порядку. В  результате этой работы формировалась база основных знаний, затем приходило понимание,  и одновременно появлялся интерес и желание самим двигаться и развиваться дальше. Открыть этот интерес и желание - и есть, наверное, главная задача учителя. Учиться ученику всё равно придётся  самому, но насколько легче преодолевать все трудности, когда есть интерес, желание и любовь к иностранному языку!

Я всегда с теплом, благодарностью и уважением отношусь к Розе Михайловне, которая привила нам любовь к иностранным языкам и оставила такой яркий след в нашей жизни.

Я верю, что все, кто был учениками Розы Михайловны ,очень ей благодарны.


Краснова А.Н., учитель английского языка МАОУ «Ходарская СОШ имени И.Н.Ульянова»