Педагоги заранее ознакомились с текстом, рассмотрели структуру и статьи проекта закона. В ходе обсуждения были отмечены позитивные моменты - в Чувашской Республике гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Педагоги приветствуют положение о том, что органы государственной власти Чувашской Республики создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику, а также об открытости и доступности мониторинговой информации системы образования.
Особый интерес вызвала статья 15 закона об особенностях финансового обеспечения, оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в республике, а именно: для малокомплектных образовательных организаций и организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы независимо от количества обучающихся.
Статья 16, в которой говорится об обеспечении детей учебниками и учебными пособиями, порадовала тем, что учащимся за счет средств бюджетных ассигнований республиканского бюджета и местных бюджетов бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. В проекте закона указано, что планируется обеспечивать бесплатными учебниками учащихся всех классов, с 1-го по 11-й включительно.
Педагоги отметили, что для определённого контингента учащихся (с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; из малоимущих и многодетных семей с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) немаловажное значение имеет обеспечение их питанием и вещевым имуществом. В связи с тем, что на сегодняшний день на питание таких детей финансовые средства выделяются не во всех муниципальных образованиях, педагоги предложили обязать местные органы власти выделять средства на обеспечение их бесплатным питанием. Также предлагается введение дотаций на горячее питание для всех учащихся.
Радует то, что сохраняется материальная поддержка при воспитании и обучении детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, что с целью привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения осуществляются единовременные денежные выплаты в первые три года работы.
Приветствуют педагоги и сохранение компенсационных выплат на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах. Затронуты и вопросы о дошкольной группе: при оплате за посещение детского сада муниципалитеты будут учитывать доходы родителей; сохраняются социальные льготы для многодетных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают детсады бесплатно.
О ЕГЭ: если раньше для получения аттестата нужно было сдавать не менее 5 экзаменов, то сейчас - 2. ЕГЭ закреплен как форма государственной итоговой аттестации школьников. Для того чтобы получить аттестат о среднем образовании, достаточно будет сдать русский язык и математику. Если же выпускник хочет поступить в вуз, следует сдать ЕГЭ по необходимым предметам. Нагрузка на ребенка уменьшается. Если выпускник не собирается в вуз, он может пойти учиться в техникум. Среднее профессиональное образование по новому закону становится общедоступным.
Г. ПАХАЛОВ, директор Шумерлинской школы.