О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕР
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2012 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2013 ГОД
В современном динамично обновляющемся мире главным условием успешного развития любой страны и роста благосостояния граждан является высокий человеческий капитал. База для развития человеческого капитала создается нами, системой образования. От качества работы каждого педагога, каждого детского сада, школы, учреждения профессионального образования зависят развитие страны на десятилетия вперед, наша национальная перспектива и конкурентоспособность. 2011 -2012 годы можно назвать безпрецедентными для системы образования. Впервые было заявлено о доведении средней заработной платы педагогических работников школ до средней заработной платы в экономике. Для решения этой задачи Правительством Чувашской республики, органами местного самоуправления за эти годы проводилась очень напряженная, целенаправленная работа.
Повышение заработной платы учителей повлекло за собой увеличение оплаты труда других категорий работников: педагогов-психологов, социальных педагогов, а также воспитателей и педагогических работников учреждений дошкольного и дополнительного образования.
Прогнозируемая средняя заработная плата в сфере общего образования за декабрь 2012 года составляет 16 038 рублей. После планируемого повышения заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на 24,1 % с декабря 2012 года она достигнет 80 % от этого уровня, то есть 12 830,4 рублей.
Дошкольное образование имеет решающее значение для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу вне зависимости от уровня благосостояния семей и места проживания. Поэтому обеспечение доступа к дошкольному образованию является одним из ключевых моментов решения проблемы социальной мобильности и снижения потенциальной социальной напряжённости.
Охват детей от 1 года до 7 лет различными формами дошкольного образования составляет 70,6 %.
В очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях на 28 ноября 2012 года стоят 16 137 детей старше 1,5 лет, 91,3 % из них – дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. Особенно актуальна проблема больших очередей для г.г. Чебоксары и Канаш, Чебоксарского района.
Неустроенными в детские сады в республике остаются 1 401 детей от 3 до 7 лет (8,7% очереди). В 10 муниципалитетах (Аликовском, Батыревском, Козловском, Красночетайском, Марпосадском, Порецком, Ядринском, Яльчикском районах, городах Шумерля и Новочебоксарск) очередность детей старше 3 лет полностью ликвидирована, в четырех муниципалитетах – в очереди числится менее 15 человек (Вурнарский, Красноармейский, Шемуршинский, Шумерлинский районы).
Работа по ликвидации очередей на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения выполняется в рамках подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы (далее – подпрограмма).
В 2012 году введено в эксплуатацию 6 новых современных зданий детских садов на 1 573 места: по два – в г. Чебоксары и Батыревском районе, по одному – в г. Новочебоксарск, г. Цивильск.
До конца 2012 года планируется ввести в эксплуатацию еще 5 детских садов на 635 мест. В настоящее время завершена работа по реконструкции перепрофилированного детского сада в г.Чебоксары, идет к завершению реконструкция здания бывшей школы под детский сад в с. Шемурша Шемуршинского района, идет юридическое оформление детского сада в г.Канаш, в декабре должно завершится реконструкция зданий под детские сады в с.Моргауши Моргаушского района и г.Козловка Козловского района.
Кроме того, начнут работать 39 групп на 975 мест в свободных помещениях школ, на оснащение которых Минобразования Чувашии выделило мебель и игровое оборудование на общую сумму 1,2 млн. рублей.
Не введены в эксплуатацию из-за некачественной проектной документации, недобросовестной работы подрядчика 2 детских сада начатых в 2011 году в пгт. Кугеси Чебоксарского района на 240 мест и по ул.Гладкова г.Чебоксары на 235 мест.
В республике развиваются вариативные формы дошкольного образования. На базе детских садов открыто 239 групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих детсады. В городах Чебоксары и Новочебоксарск, Ядринском, Цивильском и Шемуршинском районах проводится активная работа по созданию семейных и домашних детских садов. В настоящее время в республике функционируют 14 семейных и 2 домашних детских сада, как структурные подразделения муниципальных образовательных учреждений.
На развитие дошкольного образования в 2012 году направлено 956,8 млн. рублей, в т.ч.: 636,2 млн. рублей из республиканского (500,0 млн. рублей – кредит МФК, 78,0 млн. рублей – бюджетный кредит из федерального бюджета, 58,2 млн. рублей – из республиканского бюджета), 45,9 млн. рублей из федерального, 274,7 млн. рублей из местных бюджетов. Из них на строительство и реконструкцию направлено 908,8 млн. рублей, на оснащение вновь создаваемых мест – 47,2 млн.рублей, 0,8 млн.рублей на проведение мероприятий.
В республике очередность в детские сады детей в возрасте от 3 до 7 лет планируется ликвидировать к 1 сентября 2013 года, а от 1,5 лет – до конца 2015 года.
В целом на модернизацию системы общего образования (строительство и ремонт учреждений, обновление учебно-спортивной базы, мебели, столового оборудования, приобретение школьных автобусов) в 2012 году направлено 2 334,3 млн. рублей, в т.ч. в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования – 885,863 млн. рублей (801,063 млн. рублей из федерального бюджета, 42,1 млн. рублей из республиканского и 42,7 млн. рублей из местного бюджетов).
Освоение средств идет в соответствии с планом-графиком реализации мероприятий по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.02.2012 № 84-р.
На капитальный ремонт образовательных учреждений в 2012 году направлено 400,3 млн. рублей из всех источников финансирования.
В рамках комплекса мер по модернизации общего образования Чувашской Республике на капитальный ремонт общеобразовательных учреждений направлено 271,4 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета 202,2 млн. рублей, республиканского бюджета – 26,5 млн. рублей, местного бюджета – 42,7 млн. рублей. На указанные средства в 144 школах, в т.ч. 16 государственных, отремонтированы кровли, санузлы, заменены оконные блоки, проведены срочные противоаварийные мероприятия.
В рамках пилотного проекта по комплексной компактной застройке сельских поселений в 2012 году выделено по 35,0 млн. рублей из республиканского и местного бюджетов на ремонт сельских школ. Выполнен ремонт в 36 школах, 5 детских садах, в одном учреждении дополнительного образования.
На устранение предписаний надзорных органов и на проведение срочных противоаварийных работ в 18 подведомственных министерству учреждений направлено 25,2 млн. рублей из республиканского бюджета.
На проведение противоаварийных работ в общеобразовательных учреждениях из федерального бюджета было выделено 5,7 млн. рублей, софинансирование из республиканского бюджета 0,5 млн. рублей. Выполнен ремонт в Цивильской специальной (коррекционной) школе-интернате №1.
Своевременно завершены работы в Алатырском, Вурнарском, Канашском, Козловском, Красночетайском, Урмарском, Цивильском районах и в г.Шумерля.
В то же время следует отметить низкую подготовку муниципалитетов в плане организации капитального ремонта учреждений: низкое качество сметной документации, плохая проработка списка школ требующих капитального ремонта, что привело к неоднократному изменению списка школ, определенных на капитальный ремонт.
К срывам сроков выполнения работ на ряде образовательных учреждений (Аликовский, Ибресинский, Мариинско-Посадский районы, г.Новочебоксарск, г.Канаш, г.Чебоксары) привело большой объем работ и участие недобросовестных подрядных организаций в аукционных мероприятиях.
Для своевременного выполнения капитального ремонта в 2013 году муниципалитетам уже сегодня необходимо готовить списки школ, требующих капитальный ремонт, и подготовить сметную документацию.
В 2012 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» в республике начата работа по созданию универсальной безбарьерной среды для маломобильных групп населения в 20 общеобразовательных учреждениях республики, которая позволит обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. На эти цели было выделено более 54,9 млн. рублей, которые направлены на устройство пандусов, расширение дверных проемов, оборудование специализированными санузлами, приобретение специального, в т.ч. учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и др. Реализация государственной программы будет продолжена, к 2020 году в более 20 % общеобразовательных учреждениях будет создана универсальная безбарьерная среда.
По состоянию на 01 декабря 2012 года:
10 школ из 20 (МБОУ «СОШ №19» г. Чебоксары, МБОУ «СОШ №20» г.Чебоксары, МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары, МБОУ «СОШ №20» г.Новочебоксарск, МБОУ «Вурнарская СОШ №1», МБОУ «Комсомольская СОШ №2», МБОУ «Батыревская СОШ №1», МБОУ «Шемуршинская СОШ», МБОУ «Аликовская СОШ», МБОУ «Яльчикская СОШ») реализовали все средства, выделенные на создание универсальной безбарьерной среды, что составляет 50% от общего числа школ;
7 школ реализовали более 50% выделенных средств;
3 школы освоили меньше 50% выделенных средств (МБОУ «Кугесьская СОШ» – 34,2%, «СОШ №11» г. Канаш – 36,9%, «СОШ №9» г. Алатырь – 47,3%).
В связи с этим главам муниципальных районов и городских округов необходимо принять все необходимые меры по завершению начатой работы по созданию универсальной безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях до конца 2012 года.
В связи с этим главам администраций муниципальных районов и городских округов необходимо принять все меры по завершению начатой работы по созданию универсальной безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях до конца 2012 года.
Для оказания доступных качественных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья активно используются информационные образовательные ресурсы. На базе школ реализуются проекты инклюзивного и интеграционного, дистанционного образования.
В настоящий момент в республике дистанционно обучается 180 учащихся, что составляет 100 % детей с ограниченными возможностями здоровья, которым не противопоказано обучение в дистанционной форме. В 2012 году дистанционно начали обучаться 35 детей-инвалидов. На закупку оборудования для них направлено 20,2 млн. рублей, в т.ч. 19,2 млн. рублей – из федерального бюджета.
Сформирована республиканская сеть дистанционных муниципальных центров, включающих 92 общеобразовательных учреждения республики. Работа указанной сети координируется Республиканским центром дистанционного образования.
В результате дети с ограниченными возможностями здоровья получили возможность получения полноценного школьного образования в дистанционной форме, учитывающего их индивидуальные особенности. В 2013 году необходимо предусмотреть расширение применения дистанционных форм обучения для получения детьми с ограниченными возможностями профессионального образования.
Минобразования Чувашии в рамках модернизации системы образования Чувашской Республики решает масштабные задачи и по модернизации питания школьников. Разработана подпрограмма «Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики на 2012-2013 годы» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы. Подпрограмма направлена на создание современной инфраструктуры школьных столовых и формирование привлекательного образа системы школьного питания как непременного условия здорового образа жизни.
На модернизацию столовых городских и крупных сельских школ направлено 70,0 млн. рублей (в 2011 году – 5,5 млн. рублей). В 76 школ закуплено самое современное технологическое оборудование (на сумму 70,0 млн. рублей). В комплект поставки входят линия раздачи, пароконвектоматы, электрические плиты, пекарские шкафы, холодильные и морозильные шкафы, мармиты, посудомоечные машины и многое другое - всего 60 наименований. В связи с большим объемом и разнообразным ассортиментом закупаемого оборудования на 2 месяца затянулись сроки подготовки конкурсной документации. В связи с этим, работы по монтажу оборудования в основном проведены в дни осенних каникул. В настоящее время работники школьных столовых освоили оборудование и уже сейчас руководители образовательных учреждений и заведующие производством школьных столовых отмечают возросший интерес обучающихся к школьному питанию, а учащиеся – улучшение качества школьных обедов.
Муниципалитеты взяли на себя обязательство обеспечить проведение капитального ремонта в пищеблоке общеобразовательного учреждения и приобретение в обеденные залы этих школ современной мебели.
Ремонтные работы проведены практически во всех муниципальных образованиях. На эти цели направлено 22,4 млн. рублей (в т.ч. 17,8 млн. рублей – средства местного бюджета, 4,6 млн. рублей – внебюджетные средства).
Важный аспект деятельности по организации питания школьников – обеспечение льготным (бесплатным) питанием детей из социально незащищенных семей. В настоящее время Минобразования Чувашии разрабатывает проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» (от 24.11.2004г. №48). Настоящим законопроектом предусматривается определить средства для финансирования мероприятий для полной (частичной) компенсации стоимости питания учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов из республиканского бюджета.
Состояние здоровья школьников напрямую зависит от качественного медицинского обслуживания. В республике ведется работа по лицензированию медицинских кабинетов. В целях обновления оборудования школьных медицинских кабинетов закуплено медицинское оборудование на сумму 10 млн. рублей.
По данным, представленным органами управления образованием муниципальных районов и городских округов, учащиеся 316 школ обслуживаются в школьных медицинских кабинетах, учащиеся 160 сельских школ – в фельдшерско-акушерских пунктах (в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, которое вступило в действие с 1 сентября 2011 года – медицинское обслуживание школьников в сельской местности разрешается проводить на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях). По состоянию на 30 ноября 2012 года процедуру лицензирования прошли 273 кабинета (86,4 %) из 316. Полностью завершены работы в Алатырском, Батыревском, Канашском, Марпосадском, Порецком, Цивильском, Чебоксарском, Шумерлинском, Ядринском районах и городах Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары и Шумерля. Минобразования Чувашии рекомендует в ближайшее время завершить процесс лицензирования медицинских кабинетов в 8 районах, в т.ч. в Аликовском районе
– 3 кабинета, Ибресинском – 9, Козловском – 8, Комсомольском – 4, Красночетайском – 8, Моргаушском – 6, Чебоксарском -3, Янтиковском -2.
Еще один фактор, напрямую влияющий на состояние здоровья школьников – занятия физической культурой и спортом. В 2012 году особый акцент был сделан на обновление спортивного оборудования общеобразовательных учреждений. На эти цели направлено 70,0 млн. рублей: закуплены лыжи (10 515 пар на 26,0 млн. рублей), оборудование для спортивных залов закуплено напрямую муниципальными образованиями (направлено 45,8 млн. рублей).
К 2014 году все общеобразовательные учреждения Чувашии будут полностью оснащены необходимым спортивным оборудованием.
В республике продолжается модернизация парка школьных автобусов. В 2012 году приобретен 81 автобус на 96,4 млн. рублей. Это позволило за 2011-2012 годы практически полностью обновить автобусы 2002-2003 гг. выпуска.
В настоящее время парк школьных автобусов составляет 324 единицы. Для организации подвоза детей к базовым школам используется 304 школьных автобуса. Указанные автобусы на 678 маршрутах перевозят
14 049 детей из 1 442 населенных пунктов. Еще 20 автобусов совершают разовые перевозки детей.
Для дальнейшего обеспечения безопасности и эффективного использования бюджетных средств, а также сокращения времени реагирования в случае возникновения нештатных ситуаций, завершено оснащение автобусов системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. По данным, представленным органами управления образованием муниципальных районов и городских округов, указанная система установлена на всех школьных автобусах. Теперь организаторы школьных перевозок могут отслеживать место нахождения автобуса, количество совершенных рейсов, не сошел ли с маршрута вследствие поломки или аварии.
Задача на ближайшую перспективу – обновить автобусы 2004-2006 годов поставки. Их у нас чуть больше 50 единиц. Поступают также заявки на открытие новых маршрутов, которые по мере возможности мы удовлетворяем: в 2012 году было открыто 5 новых маршрутов (МБОУ «Большеяушская СОШ Вурнарского районана; МБОУ «Среднетатмышская СОШ» и МБОУ «Ачакская СОШ» (откроется в конце декабря) Канашского района; МБОУ «Алдиаровская СОШ» Янтиковского района и МБОУ «СОШ № 48» г. Чебоксары).
Повторно обращаю внимание на необходимость неукоснительного соблюдения транспортного законодательства и требований правил дорожного движения при эксплуатации школьных автобусов. Совершенно недопустимым является управление автобусами водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. В 2012 году зафиксировано 3 таких случая (по 1 в Ибресинском, Козловском и Яльчикском районах). Недопустим выезд на маршрут автобусов при наличии неисправностей (зафиксировано 24 случая). По итогам 10 месяцев 2012 года зафиксировано 87 нарушений ПДД и требований нормативных правовых актов при эксплуатации школьных автобусов (в 2011 году – 136, в т.ч. 1 – в состоянии алкогольного опьянения и 20 – управление транспортом при наличии неисправностей).
Таким образом, в 2013 году все школьные автобусы будут соответствовать требованиям «ГОСТ Р 51160-98 Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
Информационные технологии превратились в средство обеспечения качественным образованием. Работа по модернизации компьютерного оборудования продолжилась и в 2012 году. На эти цели направлено более 180,0 млн. рублей. В школы поставлены самые современные компьютеры (моноблоки, в которых два элемента компьютера – монитор и системный блок, совмещены в один). В комплект поставки также входят проектор, экран, оборудование для организации беспроводной локальной сети.
На сегодня в Чувашской Республике на 6,4 учащихся приходится один компьютер (в 2011 году – на 8,4 учащихся). Новое компьютерное оборудование позволило обеспечить образование школьников на качественно новом уровне. В 100 % школ полностью обновлено оборудование в компьютерных классах и созданы условия для организации проектной, исследовательской деятельности, моделирования и технического творчества. 75 % начальных классов обеспечены современным компьютерным оборудованием (созданы условия для введения ФГОС в части требований к информационной образовательной среде).
Все образовательные учреждения подключены к интрасети «Чувашия», а доступ в сеть Интернет организован через единую точку входа. Эта схема позволяет значительно удешевить стоимость потребления трафика за счет локализации образовательных ресурсов сети Интернет (единый портал сайтов, единая почтовая служба, сервер видеотрансляций, единая система контент-фильтрации и др.). Средняя скорость Интернета в городе – 1,5 Мбт/с, в селе – 512 Кбт/с, а средняя скорость внутри интрасети «Чувашия» – 6 Мбт/с. Среднее значение объема трафика на одну школу составляет 5,7 Гб /мес. (город – 7, село – 5), за год потребление возросло более чем в 5 раз. Все школы имеют сайты в сети Интернет. Действует около 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, организованных республиканской Ассоциацией учителей Чувашии, что позволяет учителю получить оперативный доступ к новому педагогическому опыту, получить квалифицированную методическую помощь.
В настоящее время 161 общеобразовательное учреждение ведет электронные дневники и журналы (32,9 % всех школ республики), домашние компьютеры учителей и учащихся интегрируются в единую образовательную сеть.
В республике в 2012 году в 27 пилотных школах внедрены автоматизированные информационные системы, что позволяет учителю полностью отказаться от ведения традиционного бумажного журнала, а родителям получить через Интернет оперативный доступ к электронному дневнику школьника, т.е. получить постоянный доступ к участию в школьном процессе своего ребенка.
Кроме этого в Аликовском районе создается пилотная площадка по внедрению единой автоматизированной информационной системы на муниципальном уровне. В результате руководство каждой школы и органы управления образованием получат информационную базу для принятия управленческих решений без дополнительного сбора информации, что позволит освободить учителя от несвойственных функций и полностью сосредоточиться на учебном процессе.
Насыщение школы компьютерным оборудованием потребовало соответствующего учебного программного обеспечения. В 2012 году закуплено для всех 302 средних общеобразовательных школ республики интерактивные учебные пособия по всем основным темам, предусмотренным учебным процессом в средней и основной школе по математике, физике, биологии, химии. На данные цели направлено около 30 млн. рублей. В результате ученик получает возможность получить доступную наглядную информацию по теме, что повышает усвояемость, следовательно, и успеваемость.
Кроме компьютерного оборудования в 2012 году финансовые средства в объеме 45,4 млн. рублей были направлены на приобретение учебно-лабораторного оборудования, в т.ч. оборудование для кабинетов музыки на 7,5 млн. рублей; оборудование для кабинетов изобразительного искусства на 5,8 млн. рублей; оборудование для кабинетов ОБЖ на 8,0 млн. рублей; робототехника для инженерных классов на 7,4 млн. рублей; учебное оборудование по федеральным государственным образовательным стандартам для начальных классов на 0,6 млн. рублей; оборудование для кабинетов технологии (девочки – 4,7 млн. рублей; мальчики – 11,4 млн. рублей).
Достижение нового качества образования невозможно без кардинального улучшения состояния книжного фонда школьных библиотек, пополнения его в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. В 2012 году на решение этой проблемы направлено 106,4 млн. рублей (в 2011 году – 40,0 млн. рублей), в т.ч. 21,6 млн. рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики.
В результате 100 % учащихся 1-2 классов полностью обеспечены бесплатными учебниками из федеральных перечней учебников, пособиями для изучения родного (нерусского) языка, учащиеся 3-4 классов – до 80 %. Также бесплатные учебники предоставлены детям из малообеспеченных семей.
Создание условий для внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, организация образовательного процесса на их основе являются одними из основных задач Комплекса мер.
В 2012-2013 уч. г. школьники 1-2 классов всей республики обучаются в новых условиях, что потребовало соответствующего оснащения кабинетов начальных классов (АРМ учителя и т.д.), повышения квалификации учителей начальных классов (в 2012 г. курсы прошли 450 учителей) и, как уже говорилось, обеспечения школьников учебниками.
Также с 2012 года в 3 школах республики в пилотном режиме начато внедрение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования: в гимназии № 5 г.Чебоксары, средней школе № 53 г.Чебоксары, Янтиковской средней школе. Все учителя данных школ также прошли курсы повышения квалификации на базе Чувашского республиканского института образования. Кроме этого институтом начата работа по подготовке школьных команд остальных районов и городов республики к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Внедрение нового стандарта в старшем звене школы начнется с 2020 года. Одним из нововведений стандарта являются три обязательных экзамена в форме ЕГЭ (русский язык, математика и иностранный язык). В связи с этим Чувашским республиканским институтом образования уже начата работа по повышению квалификации учителей иностранных языков, уже обучено 110 человек (всего в республике 932 учителя иностранных языков).
Особое внимание в 2012 году было уделено развитию физико-математического образования. В 2012 году в целях повышения престижа и интереса школьников к естественно-математическим дисциплинам были созданы инженерные классы в 35 школах, которые, как уже говорилось, получили материально-техническое оснащение для проведения занятий по робототехнике на 7,4 млн. рублей. Кроме этого вопросы организации работы профильных инженерно-технических классов, в частности изучение робототехники, были рассмотрены на курсах повышения квалификации 78 учителей математики, физики и информатики, организованных на базе Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова для учителей «инженерных» классов.
Таким образом, все инженерные классы получили как материально-техническое оснащение, так и кадровое решение. В результате школьники получили возможность с раннего возраста приобщиться к робототехнике, обладающей большим учебным потенциалом по развитию технического мышления подрастающего поколения.
Изменение условий работы в школе, насыщение школы современной техникой, смена приоритетов, определенных новыми федеральными государственными образовательными стандартами, потребовало новых технологий работы учителя, повышения его квалификационного уровня. Всего в первом полугодии курсы повышения квалификации прошли 2 270 педагогических работников общеобразовательных школ.
Решается проблема работы в общеобразовательной школе учителей без соответствующей квалификации («неспециалистов»), которых на начало 2012 года было 450 человек. В 2012 году переподготовку за счет республиканского бюджета проходят 240 «неспециалистов» на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (учителя начальных классов, физической культуры, иностранных языков, информатики и ИКТ, технологии, коррекционной педагогики и специальной психологии) и Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (учителя географии).
В рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в Чувашской Республике в 2012 году значительно (на 5 %) увеличилась доля учителей, имеющих квалификационные категории, и на конец 2012 года составила 81% (в 2011 году – 76,1%). О совершенствовании качественного состава учителей свидетельствует и увеличение доли учителей, имеющих высшую (с 18% в 2011 г. до 19,6% в 2012 г.) и первую квалификационную категории (с 46,5% до 54,9%) и значительное снижение доли со второй квалификационной категорией (с 11,7% до 6,5 %).
В наибольшей мере обеспечены кадрами с высшей квалификационной категорией учебные заведения городов Шумерля (29,6%), Новочебоксарск (27,8%), Чебоксары (27,8%). Низкая доля учителей, имеющих высшую категорию, в Алатырском (6,1%), Шумерлинском (6,7%), Канашском (8,1%), Ядринском (8,3%) районах. Наиболее высокая доля педагогов, не имеющих квалификационной категории, отмечается в Алатырском (31,3%) и Цивильском (23,6%) районах, городах Чебоксары (25,7%), Алатырь (22,5%), Новочебоксарск (21,6%).
Педагоги республики вовлечены в постоянную инновационную образовательную деятельность, которая стала еще более насыщенной с началом реализации ПНПО. Ставка на лидеров (на лучших учителей, школ), различные гранты, конкурсы, президентские стипендии позволили выявить новые эффективные образовательные практики и тиражировать их. В конкурсных процедурах ПНПО участвовало около 62,0 % школ, около 40 % учителей.
Важным направлением совершенствования педагогических кадров является привлечение молодых учителей. На начало 2012/2013 уч. г. среди учителей системы общего образования 14,8% составляют молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Выше среднего республиканского показателя доля молодых учителей в городах Чебоксары (20,93%), Новочебоксарск (17,80%), Комсомольском (17,14%), Алатырском (15,64%), Канашском (15,05%) районах. Низкие показатели – в Козловском (8,94%), Шумерлинском (8,57%), Мариинско-Посадском (8,42%), Ядринском (8,28%), Яльчикском (6,22%) районах.
За последние 3 года в системе образования Чувашии было трудоустроено 839 молодых специалистов, из них 240 человек – в текущем учебном году. В республике разработана система мер по привлечению молодых специалистов в общеобразовательные учреждения, в частности коэффициенты, с использованием которого определяется размер оклада молодых специалистов, увеличены в три раза и установлены им до наступления стажа работы 3 года. В целях привлечения молодых кадров в муниципалитетах принимаются различные меры, как по финансовой, так и моральной поддержке молодых кадров. Например, 100 процентная надбавка к окладу принята в Аликовском, Цивильском, Шемуршинском районах, ежемесячные доплаты к окладу в размере 3000 рублей – в Козловском районе, 1000 рублей – в г.Чебоксары. В Алатырском и Аликовском районах осуществляются единовременные выплаты в размере 5000 рублей, в Ядринском районе предоставляются места в общежитии, в Канашском районе – оплачивается проезд.
Кроме этого реализуются меры государственной поддержки молодых учителей в улучшении жилищных условий (Указ Главы Чувашской Республики от 21 июня 2012 года № 69), в частности предусмотрено возмещение части затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами, привлеченным в кредитных организациях молодыми учителями, в размере 4 % годовых и субсидирование первоначальных взносов по ипотечным кредитам в размере 20 % от суммы ипотечного кредита. В список учителей – претендентов на получение государственной поддержки в 2012 году включены 60 человек. В настоящее время происходит процесс оформления ими договоров купли-продажи квартир, договоров ипотечного кредитования.