Петр Федорович Фёдоров родился 4 июля 1922 года. В школу он пошел в 1929 году. В 1939 году, после окончания средней школы, поступил на Арзамасские десятимесячные областные курсы, где готовили учителей неполных средних школ. Окончив курсы, с сентября 1940 года работал в Пояндайкинской восьмилетней школе учителем физики.
Мирную жизнь прервала война. Петра Федоровича призвали на фронт в 1942 году. Он учился около пяти месяцев в полковой школе в г. Кулибяки Горьковской области. После окончания полковой школы стал командиром пулемётного расчёта 397-го артиллерийско-пулемётного батальона.
Из воспоминаний Петра Федоровича:
«Весной 1943 года, когда наши войска прорвали оборону противника под городом Юхнов на реке Угра, мы за наступающей частью шли по талому снегу в валенках пешком, пулеметы и боеприпасы везли на лыжах, за плечами карабин, гранаты и другие снаряжения. Совершали походы по 60 км в сутки. Бывало, поспим в сараях несколько часов и опять в путь. Дошли до Вязьмы и на несколько дней сделали остановку. Далее Спас-Деменск и Зайцева Гора (по Ворошиловскому шоссе). Противник на нашем участке занял оборону по реке Проня. Мы получили приказ: во что бы то ни стало овладеть высотой за рекой Проня».
В этом неравном бою при взятии высоты на реке Проня 18 октября 1943 года Пётр Фёдорович был ранен в правую руку минным осколком. Из двадцати пяти человек в живых остался только он один. Пролежал Пётр Фёдорович в госпитале месяц. Затем снова встал на защиту родной земли.
До войны Петр Федорович был учителем математики, и он взял с собой на фронт учебник. Однажды в лесу бойцы нашли мальчишку лет восьми-девяти. Он у них остался как сын полка. Командир поручил Петру Федоровичу обучить мальчика грамоте. К счастью, парнишка оказался охотливым к учёбе. Усилиями Петра Федоровича он научился писать, читать, решать задачи. Этот факт из жизни ветерана говорит о том, что и на войне он оставался Учителем!
В начале 1944 года П.Ф. Федорова перевели в 94-ю истребительскую бригаду наводчиком пушки, и до конца войны он воевал в этой бригаде. Участвовал в уничтожении Минской группировки врага. В одном бою на их расчет шли, стреляя из автомата и крича непонятные слова, пьяные фрицы. Петр Федорович прямой наводкой в упор стал стрелять. Оставшиеся в живых фрицы сдались в плен. За проявленный героизм Петра Федоровича наградили медалью «За отвагу».
Он сражался очень мужественно. Пешком прошёл белорусские леса, Латвию, Восточную Пруссию, Литву, Эстонию. За находчивость и доблесть в бою при взятии Клайпеды награждён орденом Красной Звезды. Дошёл до Кенигсберга, который взяли 10 апреля 1945 года после долгой наземной артиллерийской подготовки и бомбовых ударов с воздуха при поддержке мощных танковых соединений. За проявленную храбрость при штурме Кенигсберга получил медаль «За взятие Кенигсберга ».
Тут же, рядом с городом, сражался его брат Вениамин Фёдорович. Вот где судьба уготовила им встречу! Счастливые искорки светились в их глазах. Они вместе поели и разошлись по своим частям. Но дали друг другу клятву в том, что тот, кто останется в живых, до конца своих дней будет заботиться о матери. Они знали, что в любой момент могут погибнуть, но думали о самом дорогом человеке.
В Данске Петр Федорович узнал о подписании мирного договора с Германией. Получил разрешение вернуться на родину. На перроне перед посадкой его кто-то обнял за плечи. Это был его брат. Во вторую счастливую встречу братьев за всю войну они сфотографировались на долгую память. Эта фотография и сейчас хранится в семейном альбоме. С неё смотрят полные счастья лица родных людей.
Ехали братья домой в одном вагоне. Пришли в родное село в один и тот же день. Зашли во двор, а навстречу им – мать. Она кинулась в объятья старшего сына. А младшего не узнала!
После войны Петр Федорович вернулся к своей мирной профессии. В 1951 году окончил физико-математический факультет Арзамасского института. Работал в Алгашинской школе учителем начальных классов, учителем математики в Ходарской средней школе. По воспоминаниям педагогов и учащихся школы, Петр Федорович был настоящим учителем, так как относился к своему делу с полной отдачей, был требователен к ученикам и к себе, поэтому его уроки были содержательными, интересными, необычными. Учащиеся, как правило, знали математику на «4» и «5». Кружковые занятия, которые вел Петр Федорович, давали возможность развивать творческие способности ребят.
Петр Федорович был частым гостем родной школы. Активно участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи. Вся его жизнь до дня кончины в 1994 году – положительный пример для многих поколений.
С. НИКОЛАЕВ, учитель истории Ходарской школы.