Директоров российских школ в будущем могут набирать по конкурсу, а обязанности и условия увольнения опишут в контрактах.
Вчера президент Дмитрий Медведев в стенах петербургского лицея N 126 в рамках обсуждения Стратегии-2020 провел совещание по вопросам школьного образования. «Мы пытаемся сформировать современную политику в этой сфере, - отметил глава государства. - Насколько это получается, судить нужно всему обществу».
Учащиеся лицея и их родители, наверно, эти успехи оценивают высоко. Два года назад лицеисты фактически пошли в новую школу - было открыто новое здание, построенное по индивидуальному проекту, с двумя бассейнами, спортивным и тренажерным залами.
В 2006 и 2009 годах лицей побеждал в конкурсе среди общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы. 85 процентов педагогического коллектива имеют высшую и первую квалификационные категории. А возглавляет лицей, как заметил президент, молодой по меркам российского образования директор.
От личности директора, считает Медведев, в одной отдельно взятой школе зависит многое. «Желательно, чтобы директоров набирали на конкурсной основе и чтобы было видно, чем будет заниматься кандидат на соответствующей позиции», - заявил он.
С директором надо будет подписывать ограниченный по срокам контракт, куда необходимо вносить условия работы и условия расторжения договора.
«Не потому, что мы не уважаем директоров учебных заведений, а просто потому, что должны быть какие-то критерии оценки работы», - прозвучала оговорка.
При этом директорам школ могут дать больше полномочий. Дмитрий Медведев считает возможным создать саморегулируемую организацию директоров школ и наделить ее функциями сертификации и аттестации стажировочных учреждений.
Тема учительских зарплат также остается актуальной для российской школы. Ранее президент поручил довести зарплаты учителей до среднего уровня в конкретном регионе, и сейчас эта задача практически выполнена. «Необходимо работу продолжить и необходимо думать о том, чтобы улучшать условия труда учителей», - заявил глава государства.
Идти дальше призывают и сами педагоги. Директор гимназии N 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес видит только один путь. «Разницу между учителем высшей и первой категории надо увеличить», - уверена она. Сейчас же у молодых учителей нет стимула к профессиональному росту.
Образ учителя в средствах массовой информации тоже мешает развитию профессии, а непосредственно работников образования, предположил глава государства, берет за сердце. «Мы не должны размывать общественное признание педагога как одной из самых существенных специальностей», - подчеркнул Медведев.
Практически ни одно совещание по образованию у президента не обходится без того, чтобы не затронуть тему единого госэкзамена. На этот раз глава государства решил не ждать, а сам поднял тему, еще раз напомнив свое однозначное отношение к ЕГЭ.
«Я считаю, что плюсов в любом случае больше, чем минусов», - отметил он. К такому выводу он пришел, регулярно общаясь с педагогами. «И не надо забывать, что у нас творилось до введения ЕГЭ», - произнес Медведев.
Нормативно-правовая база единого госэкзамена продолжает совершенствоваться, появляются новые идеи. Так, главе государства нравится мысль о том, чтобы в местах проведения ЕГЭ и на конфликтных комиссиях присутствовали независимые наблюдатели.
И конечно, ЕГЭ должен идти в ногу со временем, поэтому надо ориентироваться не только на бумажный формат сдачи экзаменов, но и с применением компьютера.
«Это тоже была бы позитивная новелла», - считает глава государства. Правда, при одном условии - если электронный формат сдачи ЕГЭ надежно защитят от подделок и взломов.
Когда к разбору школьного образования подключились руководители общеобразовательных и высших учебных заведений, Дмитрий Медведев был вынужден встать на защиту системы. Особенно усердствовали директора школ.
- В школе большое количество маразма, и с каждым годом он прибывает и прибывает, - заявил один из директоров.
- У нас везде много маразма, - обратил внимание глава государства.
Сейчас на все школы он смотрит глазами бывшего школьника и признается, что видит, что школа стала существенно лучше, чем во времена, когда он сам ходил в нее. «Было то же самое, - уверял президент. - Я сейчас захожу в школу, так хотя бы табаком не пахнет. Раньше курили везде».
Когда пошел разговор о большом разрыве между хорошими и плохими школами, представители сферы образования сами же признавались, что не знают, как решать эту проблему.
Дмитрий Медведев напомнил один из методов - реорганизация школьной сети. Когда он начинал заниматься нацпроектом «Образование», в России было 52 тысячи школ. Сейчас их осталось 47 тысяч. Но реорганизация не должна быть повальной, а подчиняться понятным правилам. К тому же хороших школ в стране больше.
«Процент сильных учебных заведений выше, чем процент слабых школ», - указал Медведев.
Для сравнения он предложил взглянуть на то, что происходит в школах некоторых стран. «Посмотрите, что там делают, что там нюхают, что там смотрят!» - сказал глава государства.
В первой половине дня Дмитрий Медведев вместе с супругой побывал в Кронштадте, где состоялось освящение реставрируемого Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. «Я искренне счастлив, что в самые короткие сроки эта жемчужина русского зодчества восстановлена в своей первозданной красоте и выглядит сегодня даже лучше, чем 100 лет назад», - заявил глава государства, обращаясь к жителям города.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, проводивший малый чин освящения, считает это событие вкладом в возрождение страны.
«Сегодня восстановлен из поругания, из небытия один из величественных храмов России», - сказал «он.
Люди, внесшие значительный вклад в восстановление Русской православной церкви, получили от Патриарха церковные ордена. Высшую награду - орден Славы и Чести I степени - получила супруга президента Светлана Медведева, которая входит в состав Попечительского совета Международного благотворительного фонда «Кронштадтский морской собор во имя святителя Николая Чудотворца».
Кроме того, орден преподобного Сергия Радонежского I степени вручен депутату Госдумы Владимиру Ресину, орден преподобного Серафима Саровского I степени - депутату Госдумы Леониду Слуцкому.