Сегодня молодёжь редко задумаются над тем, что отношение человека к окружающим влияет на её способность к конструктивному взаимодействию с ними. С целью развития понятийного аппарата, рефлексии, навыков взаимодействия на занятии по профориентации в 9а классе МБОУ «Ходарская СОШ им. И.Н.Ульянова» был проведён тест «Трансактный анализ общения». Учащимся были предложены оценить утверждения по 10-балльной шкале. Если утверждения максимально верно для них-10 баллов, если нет-0 баллов. После подсчёта баллов учащиеся узнали, что по теории и терминологии Э.Берна, девятиклассники выбирали себе и собеседнику одно из трёх состояний «Я»: состояние родители, взрослого или дитя.
Проведённый трансактный анализ общения позволит им овладеть тонкостями делового общения, более точно улавливать скрытый смысл сказанного, становится инициатором общения, избегать тактических и стратегических ошибок контакта. Эти три «Я» сопровождают их всю жизнь. Только научиться умело, использовать разные формы поведения, лишь бы они были уместны.