Интервью министра образования и молодежой политики В. Иванова газете «Республика»

Образование  останется  доступным…


     В  последнее  время  тема  модернизации образования -  одна из  самых  обсуждаемых в  России.  На  всенародное  рассмотрение  был  вынесен   проект  закона  «Об  образовании  в  Российской  Федерации».  Предстоящие  изменения  в системе  образования волнуют  и педагогов, и родителей учащихся.  Сегодня   гость  нашей  редакции -  министр  образования  и молодежной  политики   Чувашской  Республики  Владимир  Иванов.

– Владимир Николаевич,  как  идет модернизация образования в Чувашии?
– В Чувашии около 500 школ и более 400 детских садов, 25 вузов, 27 учреждений среднего и 17 учреждений начального образования. Это большая армия педагогов и детей. Так, только в школах республики обучается более 127 тыс. человек.
В последние годы, благодаря реализации различных  федеральных и республиканских  программ,  инновационных  проектов в  систему образования  республики были привлечены  значительные средства. Это позволило   усовершенствовать школьную  инфраструктуру. Сегодня почти  92,3%  детей  обучаются в современных условиях, получая качественное  образование.  Свидетельством тому -  стабильно высокие  результатами  ЕГЭ наших  выпускников,   достижения наших  ребят  на всероссийских предметных олимпиадах. По  сравнению с прошлым годом, кстати,   число победителей и призеров  этих  олимпиад  стало  вдвое больше: в  2010 – 16 школьников, а  в  2011 году -  31.
Более 90%  старшеклассников  обучаются в профильных классах или в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Профильное обучение помогает  ребятам  определиться  с  выбором  будущей   профессии и  целенаправленно идти к своей цели. Ведется работа по совершенствованию организации школьного питания, развитию дистанционного образования детей с  ограниченными  возможностями  здоровья.
Главная наша  задача  сегодня  - продолжить работу по повышению качества образования,  используя кадровый, управленческий, материально-технический потенциал. 

– Какие вопросы еще удалось  решить в этом году?
– В этом году произошли особенно значимые изменения. Принят Комплекс мер по модернизации общего образования. В 2011 году на реализацию этих мероприятий направлено  более 408 млн. рублей, из них 134 млн. - на повышение заработной платы. В течение 2011 года  она  повысится  в среднем на 30%.
В результате впервые в истории  современной Чувашии   средняя учительская зарплата  превысит среднюю зарплату в экономике и составит ориентировочно 13900 рублей (106%  к уровню средней заработной платы в экономике за 1 квартал 2011 года).
Особо хочу подчеркнуть, что руководство  республики  изыскало  возможность  повысить заработную плату не  только учителям, но и другим педагогическим  работникам - педагогам-психологам,  социальным  педагогам, а также,  что  очень  важно -   воспитателям  и другим  педагогическим  работникам детских садов.
Значительные  средства  будут направлены  на  укрепление  материально-технической  базы. С начала нового  года  обновился  парк  школьных  автобусов. В День  учителя  Президент  Республики  вручил  ключи от новеньких  машин директорам  34 школ, а всего  в 2011 году будет закуплено 64 автобуса. Впервые  в  Чувашию  поступит более 700   автоматизированных  рабочих мест  для учителей начальных классов, куда  входит  компьютер,   проектор  с экраном,  сканер, копир, принтер.  Современной  компьютерной  техникой будут   оснащены основные  школы, девятилетки, библиотечный  фонд  пополнится  новой  художественной  литературой.
Достаточно большие ресурсы будут направлены на обеспечение энергоэффективности, что даст в дальнейшем возможность экономить тепло и электроэнергию.

– Поговорим о квалификации учителей…
– Отмечу, что значительные средства выделяются на повышение квалификации учителей. Сегодня в системе образования трудится более 11 тыс. педагогических работников, из них около 10 тыс. – учителя. В республике 75% учителей имеют квалификационные категории, в том числе 17% – высшую квалификационную категорию. Это важный потенциал для дальнейшего развития системы образования, который мы будем поддерживать и развивать.
В процедуре аттестации учителей также происходят изменения. Раньше учителя должны были проходить тестирование, экзамен по различным предметам, в том числе на IT-компетентность. Сегодня планка требовательности поднимается уже с точки зрения педагогического сообщества. Уровень квалификации будет оценивать экспертное сообщество. В основном аттестацию будут проводить наиболее квалифицированные учителя. Это, во-первых, даст возможность повысить ответственность самого педагогического сообщества, и во-вторых сделает оценку труда учителей более качественной и объективной. Считаю, что труд учителей надо изучать непосредственно в школе, а не по бумагам.
Есть  интересные  наработки  и во внедрении новых методик и технологий в образовательный  процесс. Группой  учителей разработаны методички, которые мы условно называем путеводители. Это дает возможность обеспечить каждому ученику, по желанию, индивидуальную траекторию обучения, что особенно актуально в старших классах, когда  ребята должны определиться с выбором профессии. Это перспективное направление, мы находимся только в начале пути. В 2011 году   три школы Чувашии выиграли гранты в размере по 200 тыс. рублей для поддержки этого направления.

– Что происходит в системе профессионального образования?
– В ближайшее время и в системе профессионального образования должны произойти серьезные изменения. Это коснется и общеобразовательных школ. Речь идет о необходимости повысить статус рабочих профессий – с учетом того, что на рынке труда более востребованы рабочие профессии, а квалифицированных специалистов мало. В системе общего образования необходимо возродить инженерные классы, часть учеников после 9 класса направлять в учреждения среднего профессионального образования. Таким образом, учащиеся на базе начального и среднего профессионального образования могли бы получать как рабочие профессии, так и специальности среднего профессионального образования, чтобы потом без сдачи ЕГЭ поступать в учреждения высшего профессионального образования по сокращенной программе. Это позволит  ребятам выстроить свою образовательную траекторию таким образом, чтобы за 6 лет иметь возможность получить три диплома – о начальном, среднем и высшем профессиональном образовании.
Сегодня   немало нареканий   в  адрес  профессионального образования, в том числе высшего. Рынок труда перенасыщен специалистами гуманитарного профиля, юристами, экономистами. В  Чувашии  действует Республиканская целевая программа развития профессионального образования. Одна  из  ее  задач – поднять статус инженерно-технических специальностей.  Программой  предусмотрено изменение сети учреждений начального и среднего профессионального образования, оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования.
Приятно отметить, что конкурс на технические специальности повысился. Например, в этом году конкурс на стройфак в ЧГУ составил 6,5 человек на место. Это говорит о том, что инженерно-технические специальности становятся востребованными.  В  этом немалая  заслуга и деятельности  техникумов и колледжей, выпускники которых получили возможность поступить в вуз на основе собеседования и конкурса документов. Благодаря принимаемым мерам, надеюсь, нам удастся обеспечить рынок труда востребованными специалистами.

– Владимир Николаевич, что вы можете сказать о ЕГЭ?
– Проблема ЕГЭ – очень актуальна. От эксперимента  мы уже перешли к штатному режиму. Но к ЕГЭ до сих пор неоднозначное отношение. ЕГЭ дает объективную картину, но только в разрезе требований, которые предъявляют тесты и контрольно-измерительные материалы. Поэтому возникают сложности и недовольство среди учащихся и их родителей.
В целом же по результатам ЕГЭ наши школьники поступают в вузы не только республики, но и  в престижные российские вузы. После окончания кто-то из  молодых  специалистов  возвращается в республику, а  кто-то уезжает на работу в другие регионы. В этом есть и преимущество, и недостаток, но в целом, я считаю, для ребят это позитивно.
Что касается отношения к самому ЕГЭ, то если экзамен  будет одним из инструментов измерения результатов на выходе из школы наряду с другими, то общество станет воспринимать его более позитивно.
Оценить  качество  обучения поможет  внутренний мониторинг самого образовательного учреждения: в начале и в конце учебного года, и на основе динамики  показать свои достижения. Это  позволит оценивать и труд учителя и школы более объективно. Конечно же, к оценке деятельности школы должны привлекаться и общественные институты. Вкупе с этими инструментами ЕГЭ может стать хорошим показателем доступности качественного образования.

– Много ли молодых учителей сейчас работает в школах?
– Потребность в   молодых  специалистах была и остается. Она связана с тем, что долгое время не было обновления кадров. Сегодня доля молодых  учителей в школах республики со  стажем  до  5  лет составляет всего 6,4%.  Для  их привлечения школы предпринимаются определенные меры. Прежде всего, это повышение доли стимулирующей части для молодого учителя. В Чебоксарах, например, также принято решение выплачивать 1 тыс. рублей дополнительно, кроме стимулирующей части. Многие школы идут по пути установления надбавок для молодых специалистов с таким расчетом, чтобы поднять зарплату до средней по школе. Тем самым создаются привлекательные условия для молодых педагогов.
Для сельских школ разрабатывается специальная программа поддержки молодых учителей. Сюда относится и Указ по поддержке молодых семей в части компенсации процентной ставки по ипотечным кредитам, который на днях подписал Президент Чувашии Михаил Игнатьев. В проекте программы по поддержке молодых учительских семей говорится, в частности, о строительстве учительских домов.

– Есть ли положительные сдвиги в обеспечении дошкольников местами в детских садах? 
–  Обеспечение доступности дошкольного образования – одна из наиболее сложных проблем. Совместно с органами местного самоуправления пытаемся решить ее четырьмя путями. Первый - строительство новых детсадов.  В 2011-2014 годах в республике  будет  построено  24 новых здания и 4 пристроя к  действующим  детсадам. Это позволит создать 4570 дошкольных  мест.
Второй - возвращение ранее перепрофилированных детсадов. Запланирована реконструкция 20 зданий, это даст дополнительно еще 2890 мест.
Замечу, что по этим направлениям есть хорошая финансовая  поддержка - для  повышения  доступности  дошкольного  образования  правительством республики принят ряд нормативных  документов об увеличении финансирования на строительство новых и реконструкцию перепрофилированных зданий дошкольных образовательных учреждений.
И, наконец,  третье направление  - создание дошкольных групп  в  школах,  в основном  в сельской  местности, где  они  загружены на 75-80%. Такой опыт у нас уже есть:  сегодня 40%  школ имеют дошкольные группы.  Здесь важна и преемственность: ребенок знакомится с классом, где будет учиться, учителя ведут подготовку будущих первоклассников.
Мы также планируем открывать домашние и семейные детские сады как структурные подразделения дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время в республике  работают  11 семейных и 2 домашних детских сада в городах Чебоксары, Новочебоксарск и Ядринском районе.
Продолжится в Чувашии и реализация проекта, о  котором  вы  говорили -  по выплате денежной компенсации малоимущим семьям, в Чебоксарах, Канаше и Чебоксарском районе. Сегодня  здесь пособие ежемесячно получают 3756 семей.

– В последнее время активно обсуждается проект закона «Об образовании в Российской Федерации».
– Этот законопроект  вызвал огромный интерес в обществе. Но не все четко понимают предстоящие изменения. Дело в том, что проект закона открывает новые возможности для обучения наших детей, для  самого  образовательного  учреждения.  Самое главное – система образования останется бесплатной и доступной.
В проекте закона есть много спорных моментов. Они активно обсуждались учителями Чувашии, в том числе на августовской конференции. Все предложения были обобщены и направлены в Москву для доработки.
Образование всегда в приоритете у государства. Просто возможности для его развития в разные годы были разные. У государства сейчас появилась возможность солидной поддержки системы образования – чтобы повысить зарплату учителям и укрепить материально-техническую базу школ. Таких больших вливаний за последние двадцать лет в сфере образования не было.