Современные сложные социально-экономические условия, развитие рыночных отношений остро влияют на функционирование социально – педагогических систем, особенно в сельской местности. Кризисные явления в экономике не могли не оказать свое пагубное влияние на общеобразовательные учебные заведения, причем следует отметить, что это влияние оказалось более разрушительным и многосторонним, чем мы могли себе представить. Со сломом планово – командной экономики была практически разрушена пусть несовершенная, но решавшая вполне конкретные задачи система материально – технического обеспечения учреждений образования. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, оказавшиеся в труднейших условиях стихийного, дикого рынка и освобожденные от былых партийно – государственных установок о шефстве над школами, оставили своих бывших подопечных на произвол судьбы.
Помимо прямых и достаточно очевидных влияний экономических трудностей на сельскую школу наваливаются и влияния несколько опосредованные, однако, не менее пагубно влияющие на её жизнедеятельность. На основе опроса мнения разных категорий сельских жителей приходится констатировать тот факт, что:
- в условиях борьбы за выживание многим из них оказывается не до культуры и до образования;
- в значительной части семей создаются крайне неблагоприятные условия для развития детей, в них явно выражен отрицательный эмоционально – психологический фон.
В этих условиях современная школа просто обязана искать новые формы управления процессом обучения и воспитания подрастающего поколения.
Ходарская средняя школа, детище великого просветителя Поволжья И.Н.Ульянова, за 140 лет своего существования стала свидетелем несметного количества социально – политических потрясений, реформ. Исторический путь развития данного среднего общеобразовательного учреждения вызывает восхищение и гордость способностью выстоять в самых трудных ситуациях, адаптироваться к самым неблагоприятным условиям и не только сохранить функционирование, но и обеспечить свое дальнейшее поступательное развитие и совершенствование.
В условиях нового организационно – экономического механизма управления, мне, как руководителю сельского многопрофильного общеобразовательного учреждения, приходится более ответственно и взвешенно подойти к вопросам именно экономического характера, ибо ими мы ранее вовсе не занимались. Несомненно, в этих условиях управлять необходимо иначе, чем раньше. Ситуация нормативного финансирования побуждает директора наряду с проблемами организации учебно-воспитательного процесса непосредственно заниматься управлением финансами, внешними связями и повышением имиджа школы. Сегодня деятельность руководителя в рамках модели «Директор – исполнитель» обречён на неудачу, ибо реалии прежде всего предполагают консолидированную деятельность всех субъектов образования, что и нашло отражение в проекте закона в части расширения полномочий общественных советов с участием родителей, работодателей и обучающихся.
На мой взгляд, как и в действующем ФЗ «Об образовании», в обсуждаемом законопроекте воспитание не только не стало базисным целеуказующим разделом закона, но оказалось практически вытесненным обучением. На мой взгляд необходимо сформулировать отсутствующие в Проекте цели и задачи воспитания, адекватные таким ключевым проблемам российского общества, как формирование национальной идеологии, обеспечение достойного и прогрессивного существования российского государства и его граждан.
Во все времена система образования выполняла социальный заказ общества на гармонично развитую личность, соответствующую той или иной социально-экономической коньюнктуре. По оценке политологов и социологов в начале XX века показателями гармоничности личности являлись деликатность и истинная интеллигентность; боевитость и напористость – после революционных событий 1917 года; запуганность, конформизм и послушание – в годы сталинского режима; инертность, безразличие, пассивность – в период авторитарного режима. А что же теперь? … Очень робко и медленно начинают проявляться такие ожидаемые личностные качества, как самостоятельность, предприимчивость, инициативность и творчество. Станут ли они характерной чертой личности XXI века? Безусловно это зависит не только лишь от системы образования, однако роль последней в этом далеко не последняя, на что и ориентированы концептуальные положения нового законопроекта об образовании.
Тут уместно вспомнить о социальном заказе самой личности — быть счастливой, свободной, умной, здоровой, честной, т. е. положить в основу педагогической теории жизнедеятельность человека.
В глобальном смысле воспитание охватывает всю структуру общества и представляет из себя процесс воспроизводства и развития в последующих поколениях системы норм и правил организации жизнедеятельности человеческого сообщества в определенных социально-экономических условиях. То есть воспитание - процесс социального воспроизводства человека. Из этого следует, что воспитание в человеческом обществе играет ведущую роль в процессе сохранения человека как вида.
В завершение мне бы хотелось высказать своё мнение по поводу статуса учителя в нашем обществе. Весьма очевидно что нужен Закон РФ о статусе учителя в соответствии с которым учитель, возможно, приравняется к государственным служащим.