Пресс-конференция министра образования и молодежной политики Чувашской Республики В. Иванова 17 мая 2011 г. (итоговый материал, размещенный в газете "МК в Чебоксарах")

      На прошлой неделе состоялась пресс-конференция министра образования и молодежной политики Чувашии Владимира Иванова.

Владимир Николаевич возглавляет республиканское Минобразования уже сто дней, поэтому счел возможным подвести некоторые итоги своей деятельности. По его словам, практически завершилось формирование аппарата Управления министерства, создаются принципиально новые механизмы взаимодействия с образовательными учрежедениями, в том числе и с филиалами федеральных вузов, которые напрямую министерству не подчиняются, но имеют отношение к системе образования республики. Благодаря договору с Торгово-промышленной палатой Чувашии налаживается сотрудничество с бизнесом. Итогом такого сотрудничества должна стать система взаимных обязательств между образовательными учреждениями и бизнес-структурами: первые выполняют заказ на подготовку специалистов, вторые участвуют в финансировании этого процесса.


Главный в школе — ученик
Министр образования Чувашии отметил, что долгое время основным действующим лицом в школе считался учитель. Теперь стоит задача посмотреть на систему образования глазами ученика и глазами родителя. «Одна из основных проблем — низкая активность учеников, их низкая ответственность за свои поступки. Родители сегодня находятся в оппозиции к школе. Они не участвуют в процессе образования, ограничено их влияние на результат деятельности педагогов. Попечительские советы, если и существуют, в лучшем случае работают под диктовку директора школы. Надо активизировать деятельность учеников и родителей», — считает Владимир Иванов.
По мнению министра, на сегодняшний день в республике не созданы механизмы объективной оценки подготовки учеников. Такой критерий, как поступление в московские престижные вузы, стал уже неактуальным, показатели ЕГЭ вызывают много вопросов, а результаты олимпиад — претензии к объективности жюри. Необходимо создавать новые инструменты, и участвовать в этом должны прежде всего сами участники образовательного процесса – ученики, учителя и, конечно же, родители. В школе необходимо создать условия, которые будут работать на мотивацию ученика. На это направлено и введение новых федеральных государственных образовательных стандартов. С 1 сентября 2011 года на них переходят первые классы. Сейчас идет доработка ФГОС для старшей школы.
Индивидуализацию образовательного процесса, которая заложена в стандарте, при условии сохранения хорошего базового образования, министр считает крайне актуальной для современной школы. В то же время Владимир Николаевич подчеркнул, что в предыдущие годы все же было сделано немало. И сегодня важно эффективно использовать накопленный кадровый, управленческий, материально-технический потенциал.

Как подготовить востребованных специалистов?
Не менее важно также продолжить дальнейшую модернизацию профессионального образования. Владимир Иванов обратил внимание на существующий в республике серьёзный дисбаланс между подготовкой кадров в учреждениях профобразования и потребностями рынка труда республики. Для его устранения необходимы диалог и тесное взаимодействие образовательных учреждений с работодателями, чтобы диплом профессионального учреждения любого уровня позволил выпускнику и трудоустроиться, и получать достойную зарплату, и приносить пользу экономике республики.
«Представители всех вузов, действующих на территории республики, должны собраться вместе и обсудить существующие проблемы. Ругая филиалы коммерческих вузов, мы ничего не добьемся. Некоторые филиалы, наоборот, надо поддерживать, потому что они решают важные социальные задачи и работают не хуже, чем традиционные бюджетные образовательные учреждения. Поэтому речь идет не о закрытии коммерческих вузов, а о том, чтобы учебные заведения, которые выпускают востребованных специалистов, получали государственную поддержку. Те вузы, которые не сумеют сориентироваться, потеряют абитуриентов и автоматически исчезнут из системы образования», — выразил мнение министр. При этом он отметил, что не менее важным является и повышение качеста подготовки специалистов. В этом компоненте свое слово должен сказать и бизнес.
«И сами вузы, и бизнес должны вместе заняться разработкой критериев оценки качества подготовки специалистов, их сертификацией, так как именно в бизнес-структуры пойдут работать выпускники», — подчеркнул Владимир Иванов. В качестве примера подготовки квалифицированных специалистов он привел проект создания в школах инженерных классов, ученики которых будут изначально готовиться к поступлению в высшие учебные заведения по сокращенной программе.
«Ученик сначала получит рабочую профессию (начальное профессиональное образование), потом — средний уровень квалификации, когда выпускник может пойти мастером, а потом уже идут вузы, где будут открыты специализированные группы, занимающиеся по сокращенной трехлетней программе. То есть выпускник, прошедший все три ступени, получит за 6 лет обучения три диплома. Такие люди будут более востребованы на работе, и они смогут открывать свои бизнес-проекты. Мы уже договорились с рядом предприятий об открытии их лабораторий на базе наших учебных заведений», — проинформировал журналистов Владимир Иванов.

Учителям зарплату повысят, о воспитателях детсадов думают

Конечно, журналисты не могли пройти мимо других злободневных проблем в системе образования, в том числе — очередей в детские садики. Как сказал министр, пути ее решения
разные. Например, реконструкция зданий детских садов, когда-то перепрофилированных в другие учреждения, и строительство новых. Так, в этом году запланировано строительство 6 новых садиков: трех в Чебоксарах, по одному — в Чебоксарском районе, Батыреве и Новочебоксарске. Поможет решить проблему и открытие при школах дошкольных групп, а также развитие вариативных форм дошкольного образования: семейных, домашних групп как структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений и др. С апреля в Чебоксарах, Канаше и Чебоксарском районе реализуется пилотный проект
по выплате денежной компенсации малоимущим семьям, которые имеют детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Ответил министр и на вопрос о перечне предметов для Единого государственного экзамена, который планировалось изменить приказом Минобразования России. По словам Владимира Иванова, в Чувашии перечень вступительных экзаменов в вузы остался без изменений. "Всё остаётся по-старому, ничего не меняется. Будет тот же самый перечень вступительных экзаменов, который утверждён вузами до 1 февраля", — заявил он журналистам.
Еще один острый вопрос — это низкая зарплата педагогов, работющих в школьном и дошкольном образовании. Если о повышении заработной платы учителям школ на 30% с 1 сентября 2011 года говорят как о практически решенной задаче, то возможность увеличения зарплаты воспитателям в детских садах пока только рассматривается. «Существует возможность получить деньги из федерального бюджета на укрепление материально-технической базы, а высвободившиеся средства из республиканского бюджета направить на повышение зарплаты работникам дошкольных образовательных учреждений. Но механизм достаточно сложный», — посетовал министр, но подчеркнул, что в правительстве
«есть озабоченность по дошкольным учреждениям».
В завершение пресс-конференции, отвечая на вопрос, что бы министр пожелал выпускникам школ в преддверии «последнего звонка» и экзаменов, Владимир Иванов посоветовал им, прежде чем выбирать вуз, ознакомиться со спросом на профессию на рынке труда, пожелал удачи и «ни пуха, ни пера» на экзаменах.