«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться.
С целью творческого развития своих воспитанников на протяжении нескольких лет я веду кружок «Город мастеров», на котором дети занимаются продуктивной творческой деятельностью.
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача – мне очень хочется, чтобы мои воспитанники были в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства. Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры.
В первой учебной четверти мы с детьми усваивали азы чувашской вышивки. Чувашская вышивка была массовым видом художественного мастерства, которым владела каждая женщина. Наши бабушки и матери вышивали, словно сочиняли песню – излагали на холсте свои самые глубокие и душевные переживания. Изучение чувашской национальной вышивки должно способствовать повышению положительной мотивации изучению чувашского языка, культуры и истории родного края. Благодаря занятиям учащиеся осознают важность вышивки, как элемента сохранения и передачи дальнейшим поколениям чувашской культуры.
Во время занятий дети с удовольствием вышивали фартуки, масмаки, салфетки. И вдень юбилея гимназии, 18 декабря 2010 года подарили вышитые своими руками салфетки гостям. Гости были довольны.
Как говорил наш первый президент Н.В.Федоров: « Если народ знает свою историю, то у него есть будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли». Чувашская вышивка – часть истории и культуры нашего народа.
Во второй четверти дети осваивали технику «Квиллинг». Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке.
Техника квиллинга настолько несложна, а эффект даже при первых шагах так ощутим, что маленькие непоседы с радостью и увлечением занимаются бумагокручением. С помощью бумагокручения мы с детьми изготовили, великолепные эксклюзивные открытки, объемные сувенирные композиции, украсили шкатулки и подарочные упаковки. Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных проблем. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга. Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат, доступный каждому. Это первые шаги моих воспитанников в чудесный мир волшебной филиграни, который их заворожил.
Для детей, которые пришли ко в кружок, бумагокручение стало приятным открытием, увлекает и отвлекает от многих проблем, улучшает самочувствие. Каждую неделю я вижу, как мои кружковцы ждут занятий.
В третьей четверти дети усваивали увлекательную технику— создание объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Мы с учащимися складывали простые и модульные оригами из бумаги. Это не только развлекает ребят, но и прекрасно развивает мелкую моторику пальцев, учит терпению и внимательности, знакомит с окружающим миром. Дети очень любят делать что-то своими руками, да и не только дети, всегда радостно создать что-то, чтобы потом можно было с гордостью сказать: “Я сделал это сам!»
Эти занятия интересны детям и доставляют им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо!
В четвертом четверти по плану мы с ребятами усваиваем технику «Декупаж». Детям очень нравится новый вид рукоделия. Они с удовольствием приходят на занятия и делают прекрасные успехи.