Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам, а рядом с собакой он чувствует себя так же, как мы - рядом с коровой, если б она обладала клыками и могла рычать или оглушительно лаять. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо …
Имеет смысл в понятии "экология" выделить тему экологии ребёнка. Обратив внимание на особенности взаимоотношений малыша и природы, мы имеем поистине неограниченные возможности развить и воспитать в нём лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить его здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей нас среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова экология. А первое - "наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде". Иначе говоря, начнём с себя.
Как же помочь детям настроиться на дружелюбное, радостное восприятие окружающего? Главное в общении с детьми - личный пример взрослого. Начинаем день с взгляда за окно. Порадуемся вместе с детьми хорошей погоде, обратим внимание ребёнка на приметы сезона, отметим особенную красоту именно этого момента. Даже в тоскливую сырую погоду находим, чему удивиться или порадоваться.
И очень хорошо, если в наших высказываниях не будет ощущения того, что от природы исходит какая-то угроза: не запугивайте ребёнка ветром, холодом и т.п. Природа - друг! Если эта мысль станет главным мотивом наших бесед с ребёнком, то будет совсем нетрудно научить его не только не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того - он с удовольствием и с энтузиазмом станет наблюдать, исследовать природные явления, и это вторая интереснейшая ступень "экологического воспитания" наших детей.
Воспитанию доброты и душевности в ребёнке помогает наше ОТНОШЕНИЕ к животному. От наблюдений ребёнок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать исследовательский талант малыша.
Дети реально примеряют на себе роль СОЗИДАТЕЛЯ и стараются утвердиться в ней. Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребёнка, кажется, бьёт через край, надо направить её в созидательное, творческое русло полезных дел. А общение с природой даёт для этого бесконечные возможности.