СУЩНОСТЬ. На основе внедрения идей современных педагогических технологий и программ обеспечить гуманизацию всей педагогической работы в дошкольной группе с целью воспитания здоровой, творческой, социально-активной личности ребенка с высокой степенью адаптации и подготовки к школе, и сформированными началами нравственной культуры. Создание в учреждении условий для наиболее полного удовлетворения запросов населения в воспитании и образовании дошкольников.
Концепция развития дошкольной группы
Задачи:
развивающие: создать условия, обеспечивающие максимально соответствующие возрасту через эмоциональное благополучие развитие и саморазвитие детей, а также развитие их творческого потенциала, включающий: интеллектуальный, нравственный и действенный компоненты;
воспитательные: формирование у детей нравственных установок, нового нравственно-экологического отношения к миру по законам добра, обеспечить условия для становления у выпускников общечеловеческих ценностей;
образовательные: создать условия для социально-организованных форм работы с детьми, основанных на ведущих программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач, как Госстандарта, так и социального заказа родителей в новых экономических условиях.
Принципы реализации основных концептуальных идей
Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия и общения педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателей на личность ребенка:
· повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;
· обеспечение заинтересованности воспитателя в результатах своего труда;
· радикальное изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах и в целом в детском саду с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, а также социального заказа родителей;
· изменение формы и содержания обучающих занятий;
· обогащение жизни детей лучшими образцами детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, способствующие развитию кругозора и интеллектуального уровня ребенка, получение радости от прослушивания классической и современной музыки, созерцание произведения искусства.
Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей; подготовку выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни.
Принцип индивидуализации предполагает разработку на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.
Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем учебной работы и решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, т.е. психологическое здоровье, формирование начал личности, т.е. базис личностной культуры.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов.
Дидактические принципы
1. Принцип вариативности моделей познавательной деятельности, который отрицает единую программу и форму обучения. Каждый ребенок имеет право познавать то, что именно его привлекает посредством самых разных видов деятельности.
2. Принцип развития самоценных форм активности: ребенок совершенствуется в выбранных им видах деятельности, задача воспитывающего - помочь ему в этом.
3. Принцип общего психологического пространства: для реализации этого принципа необходимо использовать такие способы познания, где бы педагог и ребенок могли взаимодействовать, например: игры, труд, беседа, совместные наблюдения, опыты и т.д. В этом случае процесс познания будет протекать как сотрудничество.
4. Принцип игрового познания предусматривает реализацию различных видов деятельности через игру.
Структура содержания образования
БАЗИСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
1. Программа Российской Федерации "Воспитание и обучение детей в детском саду"
2. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.-М.: Мозаика-Синтез,2005
3. Программа воспитания ребенка-дошкольника./Под ред. О.В. Драгуновой.- Чебоксары, 1995.
ИЗО студия
Кружок мягкой игрушки
Хореография
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ Четкое выполнение режима
физические занятия в зале и на воздухе
Элементы спорта
Спортивные досуги, развлечения
Коррекционная гимнастика после сна
Комплекс оздоровительных мероприятий
Динамические часы
Спортивные игры на воздухе
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Диагностика психического развития ребенка
Психологическая готовность к школе
Диагностика и коррекция нравственно-интеллектуального развития
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕСССА Комплексные занятия
Занятия по интересам
Сюжетно-дидактические игры
Развивающие игры
Экскурсия в природу
ПЛАНИРОВАНИЕ Календарно блочное
Перспективное
Сетка занятий на неделю
Планирование досугов, праздников, кружковой работы
Объем деятельности на год
Циклограммы (распределение работы на месяц)
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКА МЕХАНИЗМОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Кубики Зайцева "Обучение раннему чтению"
Элементы ТРИЗ, РТВ
Развивающие игры Никитиных
Методика Рагульской
Система контроля
Виды контроля:
1. Предупредительный
2. Тематический
3. Сравнительный
4. Обзорный
5. Самоконтроль и самокоррекция (следящий, пошаговый)
6. Фронтальный
7. Прогнозирующий, опережающий (до начала работы - это значит, научить педагога представить этапы и предполагаемый результат)
8. Административный контроль на диагностической основе с целью оказания помощи с введением новых форм: срез знаний, умений, навыков, диагностика, регулирование, коррекция
9.Коллективный контроль (поэтапно) и коррекция деятельности на всех уровнях
Формы контроля:
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
Изучение стиля и методики работы воспитателя
· оказание методической помощи
· повышение квалификации
· повышение качества педпроцесса
КОЛЛЕКТИВНЫЙ
· аттестация
· конфликтная ситуация
· обмен опытом
изучение и экспертиза сложного опыта обучения или воспитания
ВЗАИМОКОНТРОЛЬ
· наставничество,
· становление молодого специалиста
· взаимообмен опытом
· взаимопобуждение к творчеству
Ожидаемые результаты
Положительные:
постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов;
создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса;
развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
написание индивидуальных программ развития для каждого ребенка;
выработка четких критериев, по которым можно будет оценивать уровень развития ребенка, его эмоционального благополучия, профессиональную компетентность сотрудников детского сада, стиль общения с детьми;
создание собственных программ.
Возможные потери:
не все педагоги выдержат высокий уровень работы педагогического коллектива;
миграция членов коллектива.
Компенсация потерь и последствий:
индивидуальная работа с кадрами;
работа с молодыми педагогами.
Критерии оценки ожидаемых результатов
I параметр - рост (повышение) уровня педагогического мастерства.
II параметр - уровень развития и психологической готовности воспитанников к школе.
III параметр - психологическая комфортность всех участников педагогического процесса в детском саду.