Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления его развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, способную к саморегуляции и самосовершенствованию.
Исходя из реальности настоящего времени, коллектив Ходарской гимназии имени И.Н.Ульянова Шумерлинского района пришел к необходимости анализа сегодняшних и прогнозируемых проблем дальнейшего совершенствования образования для индивидуализации образовательного процесса, сохранения общей культуры и формирования высоких нравственных человеческих качеств у воспитанников.
Конкретные позиции для анализа были разработаны специально созданной группой из состава администрации и опытных педагогов гимназии. Тщательному анализу были подвергнуты:
- внутренняя среда гимназии, как основополагающий фактор успешности функционирования и развития образовательного учреждения;
- внешняя среда (социум), как безусловный атрибут единого информационно – образовательного пространства.
Результаты анализа внутренней среды позволили отметить сильные и слабые позиции, которые могут быть обращены в реальные преимущества, или мешают достижению этих преимуществ.
Проведённые исследования позволяют выявить существенные факторы внешней среды и дать первичную оценку сильных и слабых сторон современного состояния гимназии.
В самое ближайшее время результаты анализа для обсуждения будут вынесены на заседание органа государственно – общественного управления гимназией (Попечительский совет).
Таким образом, анализ выявил те ресурсы внешней среды, которые очень слабо или вообще не используются гимназией, а могли бы быть источником развития её сильных сторон: активизация родительского потенциала, сотрудничество с внешними структурами (учреждениями культуры, здравоохранения и пр.), более активное участие в грантовых программах, социальное партнерство.
С другой стороны, значительная часть слабых сторон гимназии непосредственно не связана с внешней средой и имеет причины внутреннего характера:
- высокий кадровый потенциал, но «средняя» квалификация;-
- неадекватная самооценка своего профессионального уровня у части педагогов;
- недостаточный уровень инициативности;
- уровень развитости ученического самоуправления и т.п.
В разрабатываемой ныне Программе развития гимназии на 2011 - 2016 годы будут определены механизм и алгоритмы решения выявленных проблем.