Библиотека Ходарской школы является одной из старейших библиотек района и имеет богатую историю. А началась ее история так. В один из морозных декабрьских дней, 18 декабря 1870 года, преодолев массу препятствий, инспектор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов открыл в Ходарах школу – первый луч света для ходарских крестьян и жителей соседних чувашских сел.
По его указанию был направлен сюда учителем Александр Рождественский, знающий чувашский язык. Занятия вел на родном чувашском языке учащихся. Школа разместилась в избе мужика по имени Хритушка, одной из двух изб в селе, топившихся по-белому.
Большое внимание в обучении Рождественский уделял тому, чтобы дети овладели практическими навыками чтения и решения задач. При содействии И.Н.Ульянова создавалась и пополнялась школьная библиотека, На некоторых школьных книгах можно было встретить надписи: «Подарок Ходарскому училищу – от инспектора народных училищ И.Н.Ульянова». В первые годы библиотека работала на общественных началах, и заведовал ею учитель Р.Рождественский. По данным отчета И.Н.Ульянова в Ходарской школе в 1871 году обучалось 26 мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет и 4 девочки в возрасте от 9 до 12 лет.
В 1873 году было построено специальное здание школы. Оно имеет большие окна, классное помещение светлое, просторное. Вокруг здания был двор, огород, площадка для игр.
Ходарская школа долгое время оставалась единым культурным очагом для близлежащих селений. Она не могла обучить всех желающих грамоте, а поток желающих учиться в Ходарском инородческом училище все увеличивался. В 1895 году ее посещало 56 учеников.
В 1900 году, благодаря усилиям просветителя чувашского народа, инспектора чувашских училищ И.Я.Яковлева, Ходарская школа стала двухклассной. При содействии И.Я.Яковлева постоянно пополнялась Ходарская школьная библиотека, основанная в свое время И.Н.Ульяновым. Литература для библиотеки чаще всего выписывалась из книжной лавки Карла Юргенса в Симбирске. Иногда литература присылалась и из Симбирской чувашской школы. Так, в августе 1881 года оттуда были высланы в Ходарское училище 20 букварей на чувашском языке, 10 экземпляров «Грамматики» Тихомирова и 15 книг Л.Толстого. В самой заявке против слов «книг Л.Толстого» имеется приписка: « которая Вами предложена мне ввести в число книг для чтения». Следовательно, книги Л.Толстого не входили в программу и И.Я.Яковлев сам рекомендовал включать произведения великого русского писателя и педагога в круг внеклассного чтения. В октябре 1881 года из библиотеки Симбирской чувашской школы были отправлены в Ходары 39 учебников на сумму 27 руб. (ЦГА ЧР. Ф.501.Оп.1.Д.584. Л.96). Можно полагать, что книга грузинского педагога Я.С.Гогебашвили «Русское слово» присылалась в Ходары лично И.Я.Яковлевым, как это делал не раз в отношении Аликовского училища (См.:Волков Г.Н. Якоб Гогебашвили и просвещение чуваш. – Чебоксары, 1965. – с.19). Когда И.Яковлев заказывал литературу из Москвы, он не забывал и нужды сельских училищ, в том числе и Ходарского. Например, в письме от 5 марта
Весьма характерен перечень заказываемых книг. Так, в 1895 году в заявке ходарцев значились книги: молитвенник на чувашском языке – 50 экз., часослов на чувашском языке – 30, священное писание на чувашском языке – 50, новая азбука Толстого – 50, священная история афинского – 50, славяно-русское евангелие – 40, партитура смоленская 3. (ЦГА ЧР. Ф. 501. Оп.1.Д.
К 1 января
Ходарские учителя, как их наставники И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев, были разносторонне образованными и вели работу творчески. Они дорожили культурой своего народа и старались будить его творческие силы. Так, один из первых чувашских поэтов, учитель Иванов И., до этого работавший на родине И.Я.Яковлева, продолжал усовершенствовать свои знания по чувашскому языку и сочинял стихи. Он стремился привить своим питомцам интерес к поэзии и устному народному творчеству. Хорошими голосовыми данными обладал организатор хора ходарских детей В.Лебедев. В 1903 году Н.М.Максимов за достижение прекрасных успехов в преподавании представлялся к серебряной медали «За усердие» (ЦГА ЧР. Ф. 502. Оп.1. Д.566. Л. 8).
До 1917 года в Ходарской школе получили первоначальное образование 500 крестьянских детей. Заведовали школьной библиотекой разные учителя.
В новом здании школы нашлось помещение и для библиотеки. В процессе приобщения детей к чтению немало делалось библиотекарем школы. Тогда библиотекарем работала Сырцова Евгения Яковлевна, образование среднее. В данной школе работала с сентября 1934 года.
Благоразумова Антонина Николаевна
На книжных полках имелось 3235 книг, в том числе художественных – 1392, политических – 652, технических и естествоведческих – 191 книга. Выписывались газеты для школьников «Пионерская правда», «Пионер сасси».
который до этого преподавал русский язык и литературу. В это время библиотека занимала просторное помещение на втором этаже деревянного здания школы с фондом 15 тысяч книг.
А в 1970-
Наша школа гордится своими выпускниками. Многие из них стали известными учеными, музыкантами, врачами, учителями… Отрадно осознавать, что и библиотека с ее книгами способствовала тому, что из стен школы вышли еще и известные писатели Чувашии. Учились или работали в нашей школе, приходили в библиотеку, читали книги, оставляли память о себе.
Мы с гордостью вспоминаем имя чувашского писателя, критика В.Долгова Он выпускник нашей школы. Василий Долгов выпустил немало книг. Это сборник стихов «Трудовой пот», прозы «Весенние рассказы», «Рассказы для детей», «В родном краю» и др. При жизни он часто приезжал в школу, выступал перед детьми, а также дарил свои книги школьной библиотеке.
А имена композиторов Ю.Кудакова, Д.Кудакова известны всем. Они учились в этой школе, начинали творить здесь же. Школа гордится и знаменитыми певицами эстрады. Это Вероника Арисова, Екатерина Петрова, Августа Уляндина.
В музее - мемориале им.И.Н.Ульянова есть специальные стенды, уголки, посвященные творчеству наших выпускников.
Многое изменилось сегодня в библиотеке. Изменился и интерьер. Теперь здесь много красивых книг, мебели и зелени. На столах много интересных красочных журналов.
Библиотека – надежный информационный центр. Обогатился справочно-информационный аппарат. В рамках КПМО поступила большая партия справочной и художественной литературы. Эти словари по разным отраслям знаний, и справочники, и энциклопедии. Это и произведения русских и чувашских классиков. Общий фонд библиотеки сегодня составляет около 10 тысяч, среди них около 6 тысяч экземпляров художественной и методической литературы.
Сегодня библиотека перестала быть просто хранилищем книг. Здесь проводятся различные мероприятия, библиотечные уроки, литературные и поэтические, познавательные часы. С появлением компьютерной технологии в библиотеке содержание этой работы значительно обогатилось. Теперь можно показывать и картины, и иллюстрации, слушать песни и рассказывать о творчестве писателей, поэтов, художников, используя электронные презентации.
В читальном зале учащиеся могут заниматься во внеурочное время. К их услугам компьютер, электронные учебники, справочники, энциклопедии, различные словари.
У библиотеки школы есть и свои традиции. Так ежегодно проводится акция «Книга – подарок школьной библиотеке», когда каждый желающих дарит библиотеке свои книги. Книги дарили всегда и выпускники школы, и гости. И в этом году выпускники 1975 и 1967– х годов подарили замечательные словари и энциклопедии.
Во время Недели добрых дел в библиотеке проводится следующая акция «Живи, книга!». Учащиеся чинят и возвращают к активной жизни старые книги.
Библиотека сравнима с очагом, к которому тянутся все, чтобы отогреться душой. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что книга - это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя. Очень важно как можно раньше помочь им приобщиться к искусству чтения. В библиотеке гимназии у малышей свой уютный уголок, куда они с удовольствием приходят, копаются в книжках, картинки рассматривают, выбирают сами то, что им по душе.
Для того, чтобы усилить читательский интерес ребят, научить их глубже разбираться в прочитанном, провожу в классах такую форму работы, как обсуждение книги или конференции по книге. Я считаю, что мероприятия эти не столь громкие, не столь показательные, но воспитательное их значение, несомненно, велико. Успех такого мероприятия во многом определяется тем, насколько удачно выбрана для обсуждения книга, действительно ли она может заинтересовать ребят. Всё это крайне важно учесть, потому что неудачно выбранная книга может охладить отношение детей к мероприятию и чтению. Сейчас в век новых технологий позволяют сделать вечера содержательнее, красочнее. Я стараюсь к каждому мероприятию подготовить электронную презентацию, что очень нравится моим юным читателям.
Вот она работа моя, библиотечная, она в общении с детьми, в общении о прекрасном, о добром, о книгах. Именно они терпеливо и доброжелательно учат человека мудрости, создают образ умного и внимательного собеседника. В библиотеке появилось много интересных книг, энциклопедий, которые несут школьникам тепло, радость и увлекательные минуты за чтением.
Читателей сразу привлекают книжные выставки. Каких их только нет: и юбилейные, и тематические, и самые, самые разные!
Я призываю всех ходить в библиотеку! Ведь книга - это помощник, друг и советчик. Дверь открою, а за мной гурьбой ребята:
О, побольше б интересных книг.
Не в обиде я, что шуму многовато,
Не в обиде я, что много суеты.
И не важно, что усталость донимает,
Я ведь знаю, что такое счастье?
Счастье я сейчас не представляю
Без своих читателей вихрастых.
Я счастлива, библиотека - это моя судьба, и весь мир - одна большая библиотека, где каждый в этом мире человек - читатель, которого я всегда согрею своим словом, ведь он приходит в мой тёплый и родной дом.
Такова история нашей замечательной библиотеки. Ей уже 140 лет! И каждый день пишется ее история. Хочется надеяться, что впереди у нее еще более интересное будущее!